По благословению Высокопреосвященнейшего ЗОСИМЫ, архиепископа Соликамского и Чусовского ВПЕРВЫЕ ЗА 100 ЛЕТ прошел Крестный ход от разрушенного храма в честь Воскресения Христова в с. Верхнее Калино к восстанавливающемуся храму в честь Покрова Пресвятой Богородицы в д. Копально Чусовского городского округа.
Крестный ход собрал жителей этих поселений и гостей из разных городов Пермского края.
Мероприятие было организовано настоятельницей Верхне-Чусовской Казанской Трифоновой пустыни игуменией Ксенией. И поддержано администрацией Чусовского городского округа.
СЛОВО ИГУМЕНИИ КСЕНИИ (ОЩЕПКОВОЙ) ПЕРЕД КРЕСТНЫМ ХОДОМ.
Дорогие братья и сестры!
Мы сегодня открываем новую страницу в истории Воскресенской церкви с.Калино. которая началась с появлением на реке Чусовой промышленников Строгановых.
В жалованной грамоте Ивана Грозного от 4 апреля 1558 года, выданной по «челобитию» основателя династии Якова Строгонова, говорится: «по обе стороны Камы до Чусовой реки места пустые, леса черные, реки и озёра дикие… на том месте пашни не пахиваны и дворы не стаивали…». Эти земли по обе стороны Чусовой и были переданы Я. Г. Строгонову.
В писцовой книге И.И. Яхонтова в XVI веке из населенных пунктов, встречающихся в более ранних письменных документах, значится деревня Калин Луг. По переписи строгановских владений, произведённой воеводой Елизаровым в 1647г, вместо одной деревни Калин Луг записано уже две деревни Нижнее и Верхнее Калино.
Верхнее Калино известно, как деревня с 1623-1624 гг. В 1678 году называлось сельцом Воскресенским. Селом стало в середине XVII века (1860г.) после постройки Вознесенской деревянной церкви. 24 ноября 1919 г. село Воскресенское переименовали в село Свобода, но новое название не прижилось.
Первая церковь села Верхнее Калино построена в середине 17 в. (к 1825 г. обветшала). Взамен её в 1860 г. воздвигнута новая. Сооружена на средства прихожан и князя С. М. Голицына. Церковь «Воскресенская» с.Верхнее Калино по словам жителей села, была похожа один в один с церковью «Рождества Богородицы» в с.Камасино.
«Воскресенская» церковь деревянная, рубленная из круглого строевого леса, кондовой ели, на каменном основании. Снаружи здание плотно обшито досками и покрашено в белый цвет. Перед открытием храма был проведен торжественный молебен с певчим хором во главе с дьяконом и псаломщиками двух церквей: Калинской и Камасинской.
При церкви была базарная площадь с построенными на ней торговыми ларьками с двухскатной крышей, широкими дощатым прилавком и полками для товаров. В престольные дни – праздники на базарной площади было много народа, торговали приезжие торговцы. Проводились ярмарки и торжки однодневный «Ильинский» (20 июня по ст.с) и «Екатерининский» (24 ноября по ст.с.) трехдневный, товары привозные – мануфактура, бакалея, галантерея, чай, сахар табак и съестные товары. Общий оборот от продаж составлял до 25 тысяч рублей.
В 1877 году в селе создана церковно-приходская школа, в ней обучались 39 мальчиков, обучение бесплатное осуществляли местные священники: закон Божий вел отец Николай Сабуров, письмо и арифметику отец Михаил Колокольчиков. Сельское Общество на содержание школы расходовало 36 рублей в год : 33 рубля на наем сторожа и 3 рубля на приобретение дров. В 1894 г. в Воскресенской церкви служил о. Анатолий Ксенофонтович Пономарёв в приходе было 14 деревень, число прихожан 874.
До 1917 г. в храме служил священник Михаил Афанасьевич Дубровский, в последствии репрессирован. На момент ареста в ноябре 1929г. он был священником Свято-Троицкой церкви в Лысьве.
Воскресенская церковь была закрыта после 1928 года.
В августе 1933 года помещение церкви отдали под сельский клуб, библиотеку. Церковь (дом культуры) сгорела в 1992 г. На месте, где стояла церковь, в 2005 году был поставлен памятный камень с надписью: «На этом месте стояла Воскресенская церковь». Вместе с вами мы хотели бы установить здесь Крест и памятную таблицу.
Мы стоим с вами на месте, где церкви нет, но в селе сохранились православные традиции. Вы с размахом отмечаете Заговенье на Петров пост, когда поминаете своих родных и близких., три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый.
Мы, как монастырь, с радостью сотрудничаем с администрацией вашего села в лице Оксаны Африкановны Мальцевой, с библиотекарем Татьяной Валерьевной Дудиной, которая помогла нам организовать семейный клуб по православной культуре и ведет в детском саду занятия по основам христианской нравственности».
О значении «духовной пищи» для детей говорил священномученик, архиепископ Пермский и Соликамский Андроник, который посетил в 1916 году церкви в селах, расположенных по реке Чусовой, Калино, Копалино, Верхние и Нижние Чусовские Городки.
Воскресенская церковь имела самый большой многопудовый колокол в Калино-Камасинской волости. Епископ Андроник по этому поводу говорил, что через колокол нас зовет Господь: «приидите ко мне все труждающиеся и обремененные и, и Я Упокою вас» идите и расскажите Богу, что у вас есть на душе радостного и печального. Когда у тебя невесело на душе, идешь к соседу поделиться скорбью, и тебе становится легче, также ты иди к Богу в храм.
Эти слова архипастыря даже через столетие мы можем воспринять как благословение на Крестный ход — дорога к храму из с.Калино в д.Копально, от храма Воскресение Господне до храма Покрова Пресвятой Богородицы. Крестные ходы из церкви в часовни близлежащих деревень совершались ранее.
«В Калинском селе при Вознесенской церкви, в праздник Вознесения крестный ход в Часовню деревни Брусун.
26 июля в деревню Заозерье, в 9-ю пятницу в часовню деревни Нижнее Калинскую».
Мы возродим эту давнюю историческую и православную традицию и понесем сегодня значимые для каждого верующего иконы, которые привезены с места их явления.