9 октября Православная Церковь празднует память святителя Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Ко дню его памяти мы публикуем слово нашего современного старца, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), произнесенного им на проповеди в 1992 г.
Слово в день празднования памяти апостола Иоанна Богослова и Святейшего Патриарха Тихона. 9 октября 1992 г.
Публикуется в сокращении.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
У креста, предлежащего Русской Православной Церкви – Невесты Христовой на земле, поставляется святитель Тихон, принимая в грозные годы безвременья на Руси подвиг патриаршего служения. А время было такое, когда все и всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы.
Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь.
И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на патриарший престол первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою голгофу и стать святым патриархом-мучеником.
Как слезно плачет новый патриарх пред Господом за народ свой, за церковь Божию:
«Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и кремлевским святыням, избивали священников Твоих…»
И он же произнес ответ Господа, звучащий в скорбном его сердце в это тяжкое время восшествия на крест:
«Иди и разыщи тех, ради коих еще пока стоит и держится Русская земля. Но не оставляй и заблудших, потерявшихся отыщи, угнанных возврати, пораженных перевяжи… Паси их по правде».
Пастыря доброго узрел Господь.
Гонение новых богоборцев ХХ века подвергло Святейшего Патриарха Тихона мукам несравненным. Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад? О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно.
Патриарх Тихон говорил: «Пусть мое имя погибнет в истории, только бы Церкви была польза». Вот мера подвига, вот мера истинного служения. Он идет во след за своим Божественным Учителем до конца.
Подходит к концу подвиг патриарха-мученика, льется на Руси кровь мучеников. Истощается его жизнь и звучит его завет:
«Чадца мои! Все православные русские люди! Христиане! Только на камене врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»
Христова любовь и незлобие к врагам – последняя проповедь патриарха.
Архимандрит ИОАНН (Крестьянкин). Проповеди. П. – М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь; 1994. – С. 143-150